Ru En De

Перевозки сборных грузов из Европы в Россию и Азию

Перевозки сборных грузов из Европы в Россию и Азию

0101.2014

Как накатывать колею: Переезд помог развитию бизнеса автотранспортной компании из Дзержинска (АРХИВ)

Десять лет назад Андрей Смоляр решил заняться международными перевозками, но уже после доставки первого груза в Германию вынужден был честно признаться самому себе: «Оказывается, я ничего не знаю и не умею». Андрей был не так уж далек от истины: у молодого инженера практически не было опыта ведения бизнеса и оборотных средств, банки не давали кредита без залога имущества, а в собственности у него было только три подержанных малотоннажных автомобиля. Фирма состояла из трех водителей и директора, совмещающего в одном лице сразу несколько должностей — бухгалтера, кадровика, менеджера и диспетчера. И все же предприниматель решил рискнуть, потому что было интересно попробовать себя в новом деле, да и всегда считал, что учиться никогда не поздно.

Научиться Андрею пришлось многому — умению строить отношения с партнерами, иностранным языкам, действующему законодательству и даже деловому этикету… В загранкомандировках всегда находил время познакомиться с организацией работы транспортно-логистических центров и ведущих предприятий, занимающихся международными грузоперевозками. Основную часть заработанных денег вкладывал в развитие производства, какие-то прибыли пускал на мотивацию персонала и благотворительность, и лишь незначительная часть дохода уходила на выплату дивидендов. В итоге через пять лет напряженной работы в автопарке у Смоляра уже было 20 подержанных автопоездов, а к сегодняшнему дню в нем уже 80 новых тягачей стандарта «Евро-4», «Евро-5». Однако вскоре темпы развития бизнеса перестали устраивать директора. Проанализировав ситуацию, Андрей пришел к выводу: нужна собственная производственная и административная база. И тогда в 2006 году он впервые переступил порог Дзержинского райисполкома с деловым предложением о сотрудничестве. Пришедшее в упадок государственное автохозяйство на территории района было выкуплено и за короткий срок приведено в порядок. А компания Смоляра официально «переехала» из столицы в райцентр.

С этим согласятся даже скептики: важным шагом на пути к процветанию экономики является правильное понимание роли и места частного бизнеса в государственной модели. В белорусском обществе постепенно формируется понимание того, что частный бизнес может быть полноправным партнером государства, а не противником или нахлебником, что интересы власти и бизнеса во многом совпадают и гармонично связаны друг с другом. Председатель Дзержинского райисполкома Николай Артюшкевич давно убедился на практике: дальнейшее инновационное развитие района невозможно без развития и поддержки предпринимательства со стороны местных органов власти, и потому приветствует приход предпринимателей в свой район, оказывая им всяческое содействие и помощь. Огромным подспорьем в этом стал ряд документов, предоставляющих бизнесу налоговые и иные льготы и преференции, подписанных главой государства и правительством страны. За четыре года реализации Программы развития малых и средних городских поселений в Дзержинском районе было создано 250 новых частных и коммерческих организаций. «Удельный вес поступлений налоговых платежей от негосударственного сектора экономики в консолидированный бюджет района от ИП составляет около 5 % всех платежей и от организаций негосударственного сектора экономики — 55,3 %. За последний год последний показатель вырос на 25,7 %», — говорит Николай Артюшкевич. Район уже в этом году «прирос» на 27 ИП, а количество коммерческих организаций за этот же период увеличилось на 45.

Примеров, когда для развития бизнеса в Дзержинском районе открыта «зеленая улица», можно привести немало. Для экономики региона это бесспорное благо, ведь создаются сотни новых высокопроизводительных рабочих мест, в районный бюджет идут значительные налоговые поступления, в том числе валютные. К тому же в малых и средних городах остается молодежь. Тот же холдинг «Интертрансавто», возглавляемый Андреем Смоляром, за два последних года дополнительно создал в районе 70 рабочих мест.

Андрей Смоляр признан лучшим топ-менеджером Международного союза автомобильного транспорта, лучшим автоперевозчиком Беларуси за последние три года, имеет звания «Человека года Минщины-2010» и «Лучшего предпринимателя года Минской области 2010 года». В период мирового кризиса 2009 года разработанная им антикризисная программа, признанная, кстати, лучшей программой в СНГ для грузоперевозчиков, позволила «Интертранс­авто» работать с 30-процентной рентабельностью. К нему едут учиться со всех концов республики: председатели райисполкомов, руководители государственных и коммерческих организаций, предприниматели. Вот и недавно на базе четырех предприятий частной формы собственности, расположенных в Дзержинском районе, в том числе в «Интертрансавто», проходил обучающий семинар для председателей райисполкомов Минской области. Андрей владеет четырьмя иностранными языками и переговоры с зарубежными партнерами проводит без переводчика.

«В нашей республике сегодня насчитывается более 4 тыс. перевозчиков, работающих на рынке Европы и Азии. По информации БАМАП, среди них немало компаний, желающих перенести свой бизнес из столицы и областных городов в малые и средние городские поселения, но… Для всех субъектов малого и среднего бизнеса — производственных, торговых, медицинских и т.д., зарегистрированных в малых и средних городах, налоговые льготы и преференции законодательством предусмотрены, а для транспортных компаний — нет», — говорит Андрей Смоляр. Специалист уверен: в налоговое законодательство необходимо внести такое дополнение, ведь это даст много плюсов для обеих сторон: и для местной власти, и для предпринимателей.

Есть в отрасли и другие сложности. Сегодня средний возраст водителей-международников в нашей стране составляет 50 лет, к тому же остро ощущается их нехватка. Ребром встает вопрос: кто сядет за руль автопоездов через 5—7 лет? В республике нет ни одного ПТУ, где бы готовили водителей для транспортных компаний, доставляющих грузы по всему миру. Кроме профессиональных навыков вождения, такой специалист должен знать (хотя бы на разговорном уровне) иностранные языки, правила перевозки грузов на территории зарубежных стран, таможенные конвенции, правила делового этикета... Ведь зачастую водитель представляет за рубежом не только свою компанию, но прежде всего свою страну. В данном случае Андрей Смоляр предлагает создать в стране гибкую систему подготовки и переподготовки кадров водителей-международников в соответствии с потребностями белорусской экономики. Это предложение, кстати, было вынесено на обсуждение IV Всебелорусского народного собрания и внесено в Программу социально-экономического развития республики на 2011—2015 годы, и Минская область уже приступила к реализации этой идеи на практике. В частности, с сентября нынешнего года на базе трех профессионально-технических лицеев будет организована подготовка и переподготовка водителей-международников.

Галина ТРОФИМЕНКО, пресс-секретарь председателя Минского облисполкома

РЭСПУБЛIКА