Ru En De

Перевозки сборных грузов из Европы в Россию и Азию

Перевозки сборных грузов из Европы в Россию и Азию

2206.2015

Журнал «TIR journal» об «Интертрансавто»: «Резервы есть, и они — внутри!»

21 и 22 мая в Минске в Национальной библиотеке прошли мероприятия, традиционно приуроченные к Общему собранию Ассоциации «БАМАП». Профессиональное сообщество международных автомобильных перевозчиков подводило официальные итоги своей деятельности в прошлом году. Здесь же происходило обсуждение перспектив работы в ближайшем будущем и возможностей для преодоления возникающих проблем. Если вы были участником этих мероприятий, то можете подтвердить: было, на что посмотреть и кого послушать.

Однако, учитывая тот факт, что данные мероприятия обычно становятся трибуной не только для представителей национальных и наднациональных регулирующих органов, но и руководителей обычных транспортных компаний, именно на них и хотелось бы сконцентрировать внимание. Мнение профессионалов, людей, непосредственно занимающихся перевозками, в непростое время кажется особенно важным и ценным. Кто, как не они, наиболее точно и верно представляет, что происходит на рынке? Какими проблемами собрались поделиться они друг с другом? Какие пути преодоления трудностей готовы предложить белорусские топ-менеджеры?..

Непростая наука извлекать выгоду из кризиса

Одну из наиболее интересных профессиональных позиций и, одновременно, синтез мнений транспортников Минского региона представлял Андрей Смоляр, председатель Совета директоров ООО «Интертрансавто» (г. Дзержинск).

Этот топ-менеджер, полтора десятка лет назад начинавший работу в бизнесе с трех подержанных машин, а сегодня управляющий одним из наиболее эффективно развивающихся транспортных предприятий страны, вряд ли нуждается в представлении. И сам он, и работники ООО «Интертрансавто» (в первую очередь, конечно, речь идет о водителях-международниках) неоднократно становились победителями и призерами самых разных конкурсов и профессиональных соревнований. Здесь и «Лучший предприниматель Минской области», и «Человек дела», и конкурс МСАТ (IRU), призванный выявить лучшего топ-менеджера в области транспорта, и Конкурс профессионального мастерства водителей магистральных автопоездов, который ежегодно устраивает Ассоциация «БАМАП»… Достаточно, правда?

gruzovie_perevozki_intertransavto
На фото: Председатель Совета директоров ООО «Интертрансавто» Андрей СМОЛЯР выступает с докладом на собрании членов «БАМАП» 

Андрей Смоляр рассказал о своем видении возможностей для повышения конкурентоспособности предприятия в кризисное время.

Условиями высокой турбулентности и непредсказуемости назвал он ситуацию, складывающуюся в настоящее время на рынке международных транспортных услуг. Непредсказуемость связана, в первую очередь, с колебаниями курсов валют практически во всех странах-членах СНГ. Свою лепту вносят, конечно, и экономические санкции, существенно ограничивающие грузопотоки, объемы перевозок.

Руководитель дзержинского предприятия привел такой пример.

Российский рынок всегда являлся одним из основных рынков, с которыми работают белорусские грузоперевозчики. Но сегодня этот рынок переживает не лучшие свои дни. По итогам первых четырех месяцев 2015 г. внутренний валовый продукт нашей восточной соседки, по данным Росстата, сократился на 4,5 процента.

И прогнозы на будущее пока утешительными не выглядят. И это только, что касается России, а ведь кризис в большей или меньшей мере затронул самые разные страны.

Есть, правда, и некоторые положительные тренды, – улыбается Андрей Смоляр. Так, эффект девальвации помогает белорусским предприятиям снизить постоянные издержки. При пересчете в «твердую» валюту по странам-членам СНГ снизились цены на топливо.

Комплексную оценку ситуации каждый руководитель дает самостоятельно, как, впрочем, и ищет пути ее преодоления. Отрадно то, что белорусские перевозчики, невзирая на трудности, продолжают искать возможности для работы и даже для развития. И такие возможности действительно есть.

Открытие новых рынков и работу на них Андрей Смоляр назвал одним из положительных трендов, в последнее время достаточно внятно о себе заявивших. Прежде всего, здесь он предлагает вести речь об азиатских рынках…

gruzovie_perevozki_intertransavto

По словам руководителя Ассоциации, белорусские перевозчики уже увеличили свое присутствие в Кыргызстане и Туркменистане, Узбекистане и Грузии, Азербайджане и Черногории, Македонии и Боснии и Герцеговине.

На фото: представители ООО «Интертрансавто» А.А. Смоляр, В.П. Сергеев и председатель Ассоциации «БАМАП» Н.И. Боровой

Но вернемся к позиции Андрея Смоляра. Заключается она и в том, что такое время, как сейчас, когда возможности конкурентов ослаблены, может стать своего рода шансом, трамплином, если хотите, для развития. Да и другого шанса в будущем может просто не быть. Судите сами. Если посчитать автомобили всех соседних стран, которые делят с белорусами общий рынок грузоперевозок, то получится, что работает здесь порядка 300 тысяч автомобилей. Какую долю в этом массиве составляют 11 тысяч белорусских автомобилей? Не считайте, это, что называется, риторический вопрос… К тому же, если в начале 2002 г. по количеству автомобилей Беларусь только в два раза отставала от, скажем, Польши, то сейчас этот разрыв увеличился до пятнадцатикратного. Есть, над чем задуматься, согласитесь...

Председатель Совета директоров ООО «Интертрансавто» уверен: именно в условиях кризиса можно, приложив определенные усилия, совершить прорыв в своем развитии, нарастить грузообъемы перевозок. Ведь все предприятия сейчас ищут пути сокращения издержек, собственных расходов. Именно это подталкивает грузовладельцев более активно искать новых подрядчиков. Имеются в виду, в первую очередь, перевозчики, конечно. В этих условиях свою остроту и актуальность обретает работа автомобильных перевозчиков с клиентами. Сейчас можно получить такие контракты, которые раньше даже и не снились, – полон оптимизма Андрей Смоляр.

Но это не мечтательный, не, скажем так, платонический, а вполне деловой оптимизм, основанный на точном расчете. Чтобы сегодня с уверенностью говорить об имеющихся возможностях, Андрей Смоляр сам ездил по Европе, посетил более 60 предприятий, сотрудничество с которыми может быть перспективным, и в личном общении с руководителями рассказывал о преимуществах работы с белорусами. Впрочем, важно отметить, несмотря на кризис, профессиональная репутация отечественных перевозчиков остается на высоком уровне. Это, по мнению руководителя автотранспортного предприятия из Дзержинска, должно облегчить деловое общение белорусов с потенциальными партнерами.

Но – и это, пожалуй, является главным, – требуется активный поиск новых клиентов, активное общение с ними. В таком общении становится понятно, каких партнеров они хотели бы найти, какими видят собственные перспективы развития и многое другое, чего не увидишь, разговаривая с ними по телефону или обмениваясь электронными письмами. То, что под лежачий камень вода не течет, известно давно…

Грузов, если разобраться, очень много, – продолжает настаивать Андрей Смоляр. – Работы хватает. Но ее нужно найти…

Москва, говорят, строилась не сразу. В свое время потребовались множественные изменения и на ООО «Интертрансавто». Его создатель рассказывает: на предприятии был проведен ряд организационных мероприятий, и уже по итогам первых четырех месяцев нынешнего года предприятие смогло увеличить валютную выручку на 12 процентов. Предприятие в корне изменило подходы к работе с экспедиторскими компаниями, старается выходить на прямых отправителей грузов. Как результат, экспорт услуг за январь-апрель 2015 г. также существенно вырос.

Для повышения эффективности работы требуются точность управления предприятием, позволяющая доставлять грузы в назначенный срок, выбор правильной стратегии и четкое доведение ее до подчиненных и, конечно, качественный сервис.

Многие «секреты роста» заключены во внутренних процессах любой организации, и наоборот, внутрикорпоративные проблемы способны существенно замедлить развитие предприятия, – убежден Андрей Смоляр. В его словах много истин, кажущихся прописными, но каждая из них работает!

Персонал в кризисные времена, – и здесь не важно, о каких категориях работников идет речь, – не должен, что называется, «колыхаться на веслах», лишь изображать работу. Грести, упорно работать должны абсолютно все.

Эксперт подчеркивает два важных момента, которые, по большей части, зависят от руководителя. Первое, требуется организовать работу предприятия так, чтобы в нем все работники трудились с максимальной отдачей. Но это будет иметь свой положительный эффект только в случае, если все и каждый четко представляют для себя цели и задачи, стоящие перед организацией, хорошо понимают, что именно они могут сделать для преодоления существующих проблем и достижения поставленных целей. Расплывчатые позитивные «мантры» типа «мы увеличим продажи», «у нас все будет хорошо» не помогут достичь желанного результата. Требования к персоналу, те самые «мантры», должны быть предельно четкими и конкретными: подчиненным необходимо дать понять, как, какими средствами и способами и в какие сроки предприятие (то есть трудовой коллектив и каждый работник!) намерено достичь намеченных целей. Любая идея должна стать понятной и доступной на своем элементарном уровне – уровне средств, сроков, конкретных исполнителей.

В работе с клиентами необходимо исключить ситуации «клиент думает». В большинстве случаев это означает, что заказа не будет.

Все это и приводит к повышению точности управления.

Жаль, нет возможности рассказать обо всем, что предлагал Андрей Смоляр коллегам. Да, кажется, и предложить он мог больше, чем позволяло время. А потому совсем кратко и в несколько слов приведем данные председателем Совета директоров ООО «Интертрансавто» рекомендации и советы.

На каждом предприятии есть начальник отдела продаж. И, по мнению Андрея Смоляра, руководитель такого подразделения должен в качестве одной из главных своих функций разрабатывать, что называется, «огневое решение» для продавцов. Именно этот руководитель должен в каждом конкретном случае понимать, что предприятие продает, кому и за сколько.

Планы и прогнозы продаж не должны носить общий характер, но должны давать четкое представление о ходе работы с каждым клиентом. Причины «непродаж» необходимо подвергать самому тщательному анализу, а вслед за их пониманием должны следовать решения, направленные на исправление ситуации. Общий подход такой: начальник отдела продаж может не выполнить план, но он не может не знать, почему план был сорван. Каждый продавец, в свою очередь, должен вверх по цепочке, туда, где аккумулируется и анализируется вся информация, передавать точные данные о том, почему продажа не состоялась.

И именно продажам топ-менеджер компании должен уделять добрую половину своего внимания, в том числе лично встречаться с клиентами, общаться с ними, из первых уст получать информацию о своих преимуществах и недостатках и, соответственно, корректировать действия компании.

И, безусловно, на должном уровне должна быть организована в целом работа с персоналом предприятия. Здесь не бывает мелочей, а работа начинается с самого начала – с момента подбора персонала и выхода нового работника на работу. Андрей Смоляр рассуждает: для нового работника особенно важны первая минута выхода на работу, ее первый час и первый день. Эти временные интервалы производят наибольшее впечатление и надолго остаются в памяти человека. Поэтому выходу работника уделяется важное значение: рабочее место его должно быть готово, знакомство с функциональными обязанностями происходить организованно. Хорошо, чтобы в компании был человек, к которому любой новичок может подойти и задать любой вопрос, обратиться за помощью. Любой работник должен чувствовать себя на предприятии комфортно.

Но, следует сказать, с организации рабочего места комфорт работников в ООО «Интертрансавто» только начинается. Организация недаром славится как один из лидеров в Беларуси в части социальных выплат своим работникам. Можно отметить: здесь действует программа бесплатного питания, на основе программы страхования здоровья работники могут бесплатно получать медицинские амбулаторные услуги. Выбор медицинских организаций, предоставляющих свои услуги, кстати, производился по результатам тендера. Но ведь и правда, кстати: даже этот факт подтверждает, что вероятность случайности, чего бы это ни касалось, на дзержинском предприятии сведена к минимуму.

gruzovie_perevozki_intertransavto

Добиваться достижения необходимого результата, считает Андрей Смоляр, помогают точность, конкретика и скорость решений. Логика его простая: «Если ваш непосредственный подчиненный понял распоряжение на 90 процентов, а работник, которому он передал распоряжение для исполнения, в свою очередь, воспринял его на 70 процентов… Сколь велики шансы того, что результат будет, каким вы его ожидаете?..»

На фото: Андрей СМОЛЯР, председатель Совета директоров ООО «Интертрансавто»

И еще несколько слов о том, как в ООО «Интертрансавто» работают над снижением себестоимости услуг. Такая работа должна сопровождаться перечнем конкретных мероприятий, например, установлением конкретных маршрутов и графиков движения автомобилей. При выезде водителя в рейс ему дается маршрут движения с обозначенными местами, в которых он должен остановиться с учетом необходимости соблюдения режима труда и отдыха. Эти точки контролируются, в отношении причин, мешающих соблюдать графики, принимаются корректирующие мероприятия…

Из кризиса нужно уметь извлечь выгоду, – резюмирует Андрей Смоляр. – Нужно только грамотно к этому подойти…

…Как уже было сказано, это лишь часть состоявшейся дискуссии. На самом деле вопросов, ответы на которые пытались найти профессионалы транспортной отрасли, было значительно больше. Не нужно сомневаться, решение этих вопросов придет в свое время. Главный же вывод заключается, вероятно, в том, что многие перевозчики еще раз убедились: основные резервы для преодоления трудностей и развития скрыты внутри – внутри их компаний и трудовых коллективов, внутри страны и, конечно, в них самих. Это важно. Ведь, как заметил кто-то мудрый, «с людьми, у которых есть внутренние резервы, всегда происходят настоящие события. Это похоже на случайность, но они возникают из необходимости»…

По материалам статьи Вячеслава МИЛЬЯНЕНКО «Резервы есть, и они – внутри!» (Журнал «TIR journal» №6 (21) июнь 2015 г.)http://tir.transinfo.by/