Ru En De

Перевозки сборных грузов из Европы в Россию и Азию

Перевозки сборных грузов из Европы в Россию и Азию

0108.2014

Интервью Белорусскому Телеграфному Агентству БЕЛТА дал Председатель Совета директоров ООО «Интертрансавто» Андрей Анатольевич Смоляр



"Казахстанский рынок очень интересен для белорусских перевозчиков, также как страны Азии вплоть до Китая и Монголии. Нельзя концентрироваться только на одном направлении, нужно стремиться к диверсификации, чтобы в случае кризисных ситуаций в тех или иных государствах не остаться ни с чем", - высказался председатель совета директоров ООО "Интертрансавто" (предприятие является членом БАМАП) Андрей Смоляр. Более того, по его словам, было бы целесообразно наладить более тесное сотрудничество с казахстанскими коллегами - белорусская сторона готова передать свои технологии, ей есть чему обучить. "Казахстанские компании могли бы у нас в стране повышать уровень своих транспортных предприятий, выполняющих международные перевозки. В конечном счете от улучшения качества транспортных услуг выиграют потребители всех трех стран", - уверен эксперт.

Он также высказал свое мнение относительно нынешней ситуации на рынке международных грузоперевозок в целом. "В связи с тем, что экономический рост в России и практически во всех странах СНГ замедлился, экономическое положение в мире также не выравнивается, сокращается объем потока как экспортных, так и импортных грузоперевозок. Из-за этого снижаются фрахтовые ставки: они упали в истекшем периоде 2014 года по сравнению с 2013-м практически на 25%", - констатировал глава компании. Поскольку прямые затраты предприятий-грузоперевозчиков растут (нужно учесть расходы на топливо, повышения заработной платы работников, введение дополнительных сборов, удорожание услуг связи), их прибыль падает и многие из них уже балансируют на грани нулевой рентабельности.

При этом Андрей Смоляр обратил внимание, что активизировать работу не удается, поскольку белорусы ограничены в разрешениях на перевозки в/из третьих стран. "У нас есть нехватка таких документов, в то время как поляки и литовцы, например, могут перемещаться по двусторонним разрешениям, которыми они располагают в неограниченном количестве. Поэтому получается, что на сложную экономическую ситуацию накладывается отсутствие возможности полноценно конкурировать из-за административных барьеров в виде разрешений", - признал эксперт. Он привел пример: в среднем обеспеченность белорусов разрешениями на одно транспортное средство при перевозках из Германии в Россию - одно на один автомобиль в год. В то время как этот же автомобиль может выполнить свыше 20 поездок. В итоге евразийский рынок перевозок из третьих стран занимают конкуренты из ближайших европейских стран. Если в Беларуси около 15 тыс. большегрузных автомобилей, то совокупный парк польских и литовских владельцев составляет около 200 тыс. транспортных средств. К тому же перевозчики Польши, Литвы, Латвии располагают кредитными ресурсами за небольшую плату - это от 2% до 4% годовых (в Беларуси ставки составляют от 10% и выше).

Из вышеприведенных доводов следует, что улучшения ситуации в нынешнем году на рынке международных автомобильных грузоперевозок не произошло, считает Андрей Смоляр. "Предпринимается попытка либерализации малой части рынка от того, который планировалось охватить. Мы создаем единый экономический союз, но поскольку вопрос отмены разрешительной системы откладывается, само квотирование выполняется в слишком малых объемах по отношению к нашему парку", - резюмировал он.

Эксперт полагает, что есть два варианта сценария дальнейших событий. По первому, в случае "заморозки" решения вопроса отмены разрешительной системы или увеличения квот, у белорусских транспортных предприятий не окажется условий для развития. Они не смогут работать на полную мощность и понесут существенные убытки. При другом развитии действий, когда произойдет уход от схемы разрешений, белорусские компании смогут достаточно быстро наращивать парк автомобилей. По расчетам ООО "Интертрансавто", в течение нескольких лет компания сможет ежегодно пристать в экспорте транспортных услуг примерно на 30% и в течение трех лет увеличить в два раза свой автопарк.

В Беларуси для развития автотранспортных услуг есть практически все - выгодное географическое положение, условия для спокойного ведения бизнеса, возможность передвигаться по автомобильным дорогам без боязни грабежей, более дешевое топливо на белорусских заправках по сравнению с европейскими странами, налаженный возврат НДС для производителей. "Белорусские перевозчики - это бренд, они по-настоящему ценятся. У нас есть система профессиональной подготовки менеджеров транспортных предприятий в БНТУ, ведется тщательная подготовка будущих водителей-международников. Вместе с тем внешние факторы пока играют против нас", - констатировал Андрей Смоляр.